Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора

версия для печати
Иаков в Междуречье
21 Ноября 2001
Родина рассеянного народа

“И вышел Иаков из Беер-Шевы, и пошел в Харан”, - такими словами начинается сегодняшнее недельное чтение “Вайеце”. В этой главе описывается, как Иаков бежал из земли Кнаанской на родину своего деда и своей матери в Харан, в Междуречье. Здесь Иаков женится, здесь родятся одиннадцать его сыновей и дочь. Умрет, как известно, Иаков также вне земли Кнаан, в Египте. Умрут здесь и его дети. В этом отношении странствия Иакова и его сыновей напоминают странствия Авраама, который, выйдя из Харана, дошел до Египта.

Но тут стоит заметить, что Междуречье (Арам-Наараим) и дельта Нила были не просто плодородными местностями, по которым было легко странствовать. Возникшие здесь государства были первыми и единственными цивилизациями тех времен, они были всем цивилизованным миром. Государственные образования в Индии и в Китае в период патриархов еще не возникли. Это важно сознавать. Ведь это значит, что в книге Берешит описываются не события какого-то специфического региона, а события, связанные со всей Экуменой на заре ее возникновения. История, описанная в Берешит - это не только семейная хроника небольшого народа, но также и история всего человечества. История, описанная в Берешит, на всех уровнях претендует на вселенскость.

Но уместно отметить и другой смысл этих геополитических особенностей. Вс-вышний обетовал Аврааму (а в нашей главе также и Иакову) землю, которая географически находилась посредине между двумя единственными в ту пору цивилизациями. Иными словами, Вс-вышний исходно сделал землю Кнаан, ставшую впоследствии Эрец Исраэль, своеобразным “международным центром” не только в духовном смысле, но и в смысле географическом. Здесь в “центре” тогдашнего мира завязалась мировая история, и история, связанная с этим местом, остается в центре мировой истории. И сегодня все смотрят на эту землю как на центр, всем почему-то важно, что здесь происходит, словно это происходит в их собственном доме. Как сказано в трактате Таанит (10а): “Земля Израиля сотворена вначале, а весь остальной мир в конце”.

Дети Иакова, праотцы еврейского народа (за исключением Биньямина) родились в Междуречье, жили в земле Кнаана и умерли в Египте, своим жизненным путем они описали этот треугольник (в историографии он, кажется, зовется “плодородным треугольником”). И этот треугольник был в ту пору всем миром. Иными словами, еврейство исходно, уже в самих своих корнях, было рассеяно по всему миру!

Стоит упомянуть, что и впоследствии Израиль оставался в поле влияния этих держав. Он как бы провис между государством, расположенным в дельте Нила, и государством, расположенным в Междуречье. Евреи побывали в рабстве как в одной, так и в другой империи. Впрочем, отношение еврейской традиции к Междуречью в целом лучше, чем к дельте Нила. В противовес Египту, иудаизм даже наделяет Междуречье определенной святостью. Ведь здесь получали откровения пророки (Иехезкель и Даниэль, как известно по приданию – откровение возможно только на Святой земле) и здесь создавался Талмуд. А в нашем недельном чтении рассказывается о том, как в этой стране зародился этот странный “рассеянный” еврейский народ.


Темная история

Вот как рассказывается в Торе о скандальной истории, с которой связано происхождение еврейского народа: “Служил Иаков за Рахель семь лет, и они были в глазах его, как несколько дней, по любви его к ней. И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что дни мои исполнились, и я войду к ней. И собрал Лаван всех людей того места, и сделал пир. Вечером же взял он дочь свою Лею и ввел ее к нему и тот вошел к ней… И оказалось поутру, что вот это Лея. И сказал он Лавану, что это ты сделал мне? Не за Рахель ли я служил у тебя? Зачем ты обманул меня? И сказал Лаван: не делается так в нашем месте, чтобы выдать младшую прежде старшей. Окончи неделю этой, и мы дадим тебе и ту, за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других” (29;20-27).

Мидраш сообщает в этой связи две подробности. Во-первых, то, что Лея с самого детства была сосватана Эйсаву, а во-вторых, что она его не любила и охотно согласилась с предложением отца выйти за Иакова и заместить сестру в первую брачную ночь. Сочувствовавшая сестре Рахель также была с ними в сговоре. Иными словами, традиция сознательно связывает женитьбу Иакова на сестрах с его конфликтом с собственным братом, с тем конфликтом, который имел место в доме Иакова.

Таким образом, конфликт двух братьев Эйсава и Иакова, продолжающий существовать сам по себе, одновременно переместился так же и внутрь новой семьи Иакова, стал внутренним конфликтом Израиля. Две жены Иакова – это внесенное внутрь Иакова разделение, которое было для него внешним в его взаимоотношениях с Эйсавом. “Внешний” конфликт двух братьев заместился “внутренним” конфликтом двух сестер, сохраняя его определенные черты.

Как бы то ни было, подлог, совершенный Лаваном, лег в основу еврейской истории, пронизанной семейным расколом. Вскоре мы будем читать о конфликте сына Рахели Йосефа с братьями - сынами Леи. В дальнейшем этот конфликт между братьями, произошедшими от разных матерей, проявился в расколе на царство Иегуды, династия которых происходила от сынов Леи, и царство Израиль, которое управлялось династией сынов Рахели.

Интересным мистическим аспектом этого конфликта признается концепция двух мессий - сына Давида и сына Йосефа. Причем эта концепция самым прямым образом связана с подлогом, совершенным Лаваном. Считается, что когда Иаков был с Леей, воображая себе, что он находится с Рахелью, то его душа и тело разделились. Тело зачинало тело Рувена, а душа творила душу Йосефа, которой после того еще предстояло воплотиться в Рахели.

Галаха строго запрещает мужчине, находящемуся с одной женщиной, воображать себе другую. Согласно представлениям иудаизма, благодаря таким фантазиям душа, предназначенная для одного тела, может вселиться в другое, что является грубейшим нарушением божественного замысла. Кстати, этот мерзостный магический прием лежит в основе одной представительной тоталитарной секты, секты корейца Муна. Эта секта, насчитывающая миллионы членов, предписывает им сознательно представлять на месте своих супругов других лиц – а именно глав секты. Мужчины должны воображать под своими женами - жену Муна, а женщины под своими мужьями - самого Муна.

Но есть в этой темной истории и другое нарушение, а именно нарушение запрета Торы женится на родных сестрах: “И жены к сестре ее не бери соперничать, чтобы открыть ее наготу при ней (первой), при жизни ее.” (Ваикра 18;18)


Ответственность пророка

Классический комментарий остроумно выходит из этой трудности, говоря, что Рахель и Лея приняли иудаизм, а при принятии иудаизма прежние кровные узы разрушаются. И все же никто не отрицает, что ситуация эта не вполне нормальная, и аббревиатура ЛаРИ - Леа, Рахель, Иаков - служит в иудаизме общим обозначением нарушения, общим термином, обозначающим любой грех.

В супружеском союзе Иакова с двумя сестрами угадывается множество тайн. Во-первых, зададимся вопросом, а был ли у Иакова выбор после того, как он оказался обманут Лаваном? Очевидно, был. Во-первых, любой обман, даже обман заведомо менее грубый, дезавуирует брачное соглашение. Проделка арамеянина могла безгранично опозорить его самого и его дочь, если бы Иаков настоял на этом общем галахическом положении. Однако он не настоял, и, по-видимому, не только потому, что пожалел Лавана и не захотел позорить его, но по меньшей мере также и потому, что Лея напомнила ему о его собственном обмане. Ведь Лаван, Лея и Рахель обманули Иакова точно таким же образом, каким сам он вместе со своей матерью незадолго до того обманул Ицхака и Эйсава. И Лаван ясно намекает ему объясняя утром обман: “И сказал Лаван: Не делается так в наших местах, чтобы выдать младшую перед первородной.” (Берешит 29;26).

А эта ситуация, следует отметить, была еще более загадочна. В самом деле, почему Ицхак не дезавуировал своего благословения? Почему он не заявил, что оно может быть получено только тем, кому и предназначалось, т.е. его возлюбленным первенцем, Эйсавом? Ведь наложение рук по своей маго-физиологической актуальности даже отдаленно не напоминает телесного соития мужчины и женщины (которым оказался “повязан” Иаков), и легко могло бы вовсе никак не засчитываться!

Так, если мы, например, взяв в руки яблоко и, благословив его соответственно, уже по вкусу вдруг обнаружим, что это было не яблоко, а помидор, мы должны произнести иное благословение. Почему же тогда Ицхак засчитал заведомо ложное благословение, которое ни один раввинский (равно как и “римский”) суд не признал бы действительным? Неужели же мы в самом деле должны думать, что благословение обладает какой-то независимой магической силой? Так, в книге Блаватской “Из пещер и дебрей Индонезии” описывается следующая история. Один царь пригласил к себе несколько мудрецов, и когда при прощании раздал им дары, то по случайности забыл одного. Восприняв это как оскорбление, мудрец проклял царя. Когда же царь, заметив свою ошибку, стал молить мудреца о прощении, последний заявил, что проклятие уже начало действовать, и он не в силах его остановить. Единственное, что он может еще сделать, так это уменьшить его силу, царь останется в живых, но лишится трона. Так и произошло. Итак, неужели благословение Ицхака лежит в логике подобного магического манипулирования?

Ответ может быть только один: Ицхак был пророк, и будучи обманутым, он не мог не сознавать, что подобный обман мог произойти только с ведома Вс-вышнего и при Его непосредственном содействии (Рамбан объясняет, что обман с переодеваниями Иакова в козлиные шкурки и одежды Эйсава, задуманный Ривкой, был ей внушен свыше). Вынужденно совершив какое-то действие, Ицхак как бы одновременно вынуждался признавать его своим свободным поступком, вынуждался брать за него ответственность. И разумеется, по этой же самой причине Иаков не отверг Лею. Если пророк оказался в такой двусмысленной ситуации, то значит, она организована свыше, и значит ее следует принять как волю Создателя. Тем более, что сразу когда Эйсав узнает об обмане, он теряя самообладание, упоминает о том, что уже продал однажды первенство брату. Из чего Ицхаку ясно, что провидение скрыло от него некоторые факты. Точно так же, когда Иаков убивается горем по пропаже Йосефа, Ицхак еще жив целых 17 лет. Но ни слова не сказано о его горе. Этот факт мудрецы объясняют тем, что Ицхак знал о существовании Йсефа, но не рассказал Иакову по повелению провидения. Так же пророк Элиягу не знал, что Овадья спрятал и спас 100 пророков. “Разве не известно господину моему, что сделал я, когда убивала Изевель пророков Б-га? Спрятал я сто человек, пророков Б-га, в двух пещерах - по пятьдесят человек в каждой пещере - и кормил их, снабжая хлебом и водой.” (Млахим I 18;13). И когда сам Элиягу поднялся в небеса, никто из пророков кроме Элиши не знал о происшедшем, хотя знали о каком-то происшествии и отправились искать его. Элиша знал, но только после отчаяния найти Элиягу, открыл им секрет.

Итак, за всеми этими семейными скандалами и интригами стоит воля Вс-вышнего. Он потворствовал обману Лавана, Леи и Рахели, так же как до того потворствовал обману Ривки и Иакова.


От редактора

Из всего этого следует:

* Пророк многое знает, но отнюдь не все.

* Пророк не знает то, знание чего, может помешать провидению сбыться.

* Так же, как пророк обязан пророчить, он обязан сохранять тайну, если такова воля провидения.

* Пророк обязан полагаться на провидение, во всем, что касается реализации пророчества. Творец это сделает наилучшим путем, а несанкционированное вмешательство может напортить и тем самым, увеличить страдания людей.

* Тв-рец правит своим творением вникая в мельчайшие подробности. Во всяком случае когда речь идет о Его народе. Нет ни малейшей случайности, и события не только сбываются в общих чертах, но точно проходят через назначенное русло, исполняя мельчайшие подробности Его воли.


Обсудить статью на форуме
Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»

  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel