Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора

версия для печати
Смех Б-га и ирония Воланда
20 Декабря 2001
В главе “Ваигаш” Йосеф, наконец, открывается перед братьями: “Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда, потому что для сохранения жизни послал меня Б-г пред Вами. Ибо два года уже голод в стране, и еще пять лет будут без пахоты и жатвы. И послал меня Бог пред вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь до великого спасения. Итак, не вы послали меня сюда, но Б-г” (45.5-8).

Так завершилась история, дописанная Йосефом. Как мы вслед за Томасом Манном предположили в прошлый раз, стремление Йосефа оттянуть свое признание перед братьями было обусловлено не “внутренней необходимостью”, а желанием расцветить дополнительной красотой божественный замысел. Из приведенных слов это особенно ясно. Ведь Йосеф даже призывает братьев чрезмерно не угрызаться: “не печальтесь, и да не покажется вам досадным”. Значит, он действительно предпринял все это из “любви к искусству”, а не из стремления отомстить или провести какой-то моральный урок.

Но при этом Йосеф отлично видел границы, в пределах которых можно что-то “добавить” к Б-жественному замыслу. Ведь промысел не терпит внешнего вмешательства. Вс-вышний очень ревниво относится к творимой Им истории. Провидению, замыслу Вс-вышнего нельзя помочь, - всякое сознательное вмешательство лишь вредит и вносит искажения. Разумеется, в конечном счете Вс-вышний всегда все обернет по-своему, перевернув замыслы нечестивцев, но в Священную историю входит лишь тот, кто соглашается выполнять волю Вс-вышнего, тот кто поручает себя Его воле. Лишь только в этом случае, в качестве великой милости, ему, как Йосефу - вписавшему свою главу в Тору - действительно дозволяется напоследок что-то “приукрасить”.

Эта тема особенно интересна в контексте парадоксального высказывания Йосефа: “Итак, не вы послали меня сюда, но Б-г”.

Звучит это высказывание странно. Ведь братья именно “вмешались” в священную историю, они пожелали проучить сновидца, доказать ложность его снов. Братья не просто согрешили, они действовали против воли Вс-вышнего. Как известно, пророк может нарушить любой закон Торы, но лишь по велению Вс-вышнего, а не по собственному истолкованию и разумению. Так по пророческому вдохновению Авраам поднял руку на собственного сына, а Ривка подучила Иакова обмануть отца, но братья сами “вычислили”, что Йосеф не прав, и их поступок остается тяжким преступлением.

Что же тогда имел в виду Йосеф, сказав: “Итак, не вы послали меня сюда, но Б-г”? В каком смысле продажа брата в рабство могла являться Б-жественным замыслом? Кто-то скажет, что это обычная ситуация, в которой Вс-вышний зло обращает к добру, путает планы грешников, как сказано об этом в Писании: “Напрасно мятутся народы и замышляют тщетное. Встают цари земли и властелины совещаются вместе – против Господа и против помазанника Его: “Разорвем узы их и сбросим с себя путы их!” Сидящий на небесах усмехнется, Господь насмехается над ними” (Теилим 2.1-3)

Однако родоначальники еврейства – это не “мятущиеся народы”, не ослепленные “цари земли”, это патриархи, и к ним эти слова не относятся. Скорее тут действует иное правило: для тех благочестивых людей, которые свои добрые поступки приписывают не себе, а Вс-вышнему, - для тех людей их обернувшиеся ко благу грехи можно также отнести не к ним, а к задуманным Вс-вышним. По-видимому, поэтому и сказал Йосеф: “не вы послали меня сюда, но Б-г”.

Итак, Вс-вышний покрывает грехи (случайные грехи) своих верных, т.е. открыто покровительствует им, но в то же время “посмеивается” над “царями земли”. Однако это вроде бы та же самая особенность, которая по мысли Шеллинга и Гегеля была свойственна мировому духу.

Действительно, тут в самый раз вспомнить об этом загадочном персонаже открытом классической немецкой философией, который покровительствует даровитым поэтам и политикам, но насмехается над бездарностью и использует ее. Напомню ту характеристику мирового духа, которую дает ему Гегель: “Разум столь же хитер, сколь могуществен… Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб”. Но в какой мере хитрый и ироничный мировой дух Шеллинга и Гегеля соответствует “посмеивающемуся” Б-гу Израиля?

И Шеллинг и Гегель были абсолютно убеждены, что обнаруженный ими самораскрывающийся в истории мировой дух и Б-г Израиля – это одно лицо, что мировой дух - это лишь более рафинированное представление о библейском божестве, которое является для этого духа лишь одним из этапов. “Истинная религия, содержанием которой является абсолютный дух”, характеризуется Гегелем, как “религия откровения, и притом такая, в которой источником откровения является Б-г”.

Следует заметить, что провозглашенная Шеллингом и Гегелем идея мирового духа всецело завладела умами того поколения. Оказалось, что высший ироничный разум управляет миром, принимая в свой элитарный клуб выдающихся поэтов, художников и политиков и посмеиваясь над бездарностью! Все чувствовали тогда, что как будто бы сейчас небеса отворятся, мировой дух вот-вот откроет свои планы и пойдет с человеком рука об руку, творя новую землю. Вся эта вера переродилась в дальнейшем в многочисленные утопии, главной из которых явился коммунизм. Коммунисты, поверившие, что они разгадали скрытый механизм исторического процесса и что провидение находится у них в руках, объявили, что “поставили Гегеля с головы на ноги”.

Но мировой дух от души посмеялся над этими перестановками. Мы легко поймем, что имел в виду Гегель, говоря об иронии мирового духа, если всмотримся в финальную сцену истории коммунизма, когда 19 августа 1991 года советские танки оккупировали Российскую столицу. Советские символы подверглись в тот день грандиозному осмеянию, все развивалось так, как будто бы Провидение решило действовать в жанре соц-арта. В самом деле, тогда 19 августа весь род людской, воспрянув, лицезрел Ельцина, зачитывающего свои хулиганские указы не откуда-нибудь, а именно с броневика посланного его арестовать. Немедленно выросли баррикады, но не где-нибудь, а именно на Баррикадной, причем с включением соответствующего казенного мемориала в комплекс действующей линии обороны. Здание бывшего совета министров, в котором укрепился Ельцин, вдруг неожиданно нареклось “Белым домом” и образовало с Соединенными Штатами единое суверенное пространство! Ведь располагающееся неподалеку от “Белого Дома” посольство США в значительной своей части оказалось охваченным баррикадами, превратилось в одну из линий обороны. На двое-трое суток Россия и США слились в некое спонтанное образование, создали некий остров свободы в океане коммунизма. Как будто бы интернационал “горнего мира” схватился с интернационалом “мира нижнего”. Но пожалуй, самым величественным было зловещее зрелище “экспорта революции”, когда российская столица наводнилась советской бронетехникой. В один день Москва перестала ассоциироваться с образом жандарма Европы и превратилась в одну из ее столиц, таких же, как Прага, Будапешт, Вильнюс.

Но кто разыграл этот грандиозный спектакль, Вс-вышний или мировой дух? И кто он вообще такой? Я уже писал, что в мировом духе – и концептуально и феноменологически – естественно усмотреть ангела хранителя Эсава, традиционно отождествляемого еврейской традицией с сатаной. У меня имеется одно довольно пространное исследование (“Маком Тагор”), в котором я пытаюсь показать, что гениальным литературным портретом мирового духа является булгаковский Воланд. Ведь если приглядеться, он несет все те черты, которые усматривали в мировом духе Шеллинг и Гегель – он “ироничен”, он покровительствует литераторам и жестоко насмехается над бездарностью, но в то же время он не Б-г, а прямо наоборот.

И это дает ответ на наш вопрос, кто автор финальной сцены истории коммунизма - Воланд или Б-г Израиля? Здесь нет никакого противоречия. Собственно говоря, так и считается, что когда Вс-вышний “посмеивается” над “царями земли”, то Он делает это посредством Своих верноподданных ангелов, в том числе посредством ангела смерти. И в этом отношении булгаковский Воланд опять же идеально соответствует еврейскому пониманию: он не допускает шуток в адрес Света (здесь его злая ирония обращается исключительно на голову самого шутника) и выполняет поручения, полученные на небесах.

Шеллинг и Гегель ошибались – Б-г Израиля и мировой дух это не только не одно лицо, но даже скорее антиподы. Всевышний и Воланд действительно схожи, но только один - это Живой Тв-рец Мира, а другой - Его тварный отблеск, лишенный даже того, чем наделен человек – самости.

Возвращаясь к шеллинговской и гегелевской идее мирового духа и превратностям ее судьбы, следует отметить, что Маркс был не единственный, кто перевернул Гегеля с головы на ноги. Раввин Авраам-Ицхак (ха-Коэн) Кук – родоначальник религиозного сионизма – сделал решительно то же самое: он вернул гегелевские идеи в лоно религии. Но в отличие от марксистских мечтателей это было в высшей степени “кошерное” и оправданное предприятие, именуемое извлечением “рассеянных искр божественного света”. В гегелевской и шеллинговской идее содержалась подлинная, пришедшая из иудаизма искра, к которой р.Кук обратился. И Маркс и р.Кук поставили Гегеля “с головы на ноги”, и как рухнул коммунизм, так воспрянул религиозный сионизм – единственный сионизм XXI века.

Согласно идее р.Кука (к сожалению, почти никак не развитой его продолжателями) иудаизм должен принимать в себя все те истинные духовные ценности и идеи, которые вышли из него и были развиты в других культурах, но в самом иудаизме оставались нераскрытыми. В частности, р.Кук поддержал светский сионизм, который целиком и полностью держался на европейских идеях национальной независимости и гегелевских идеях эволюции.

В свое время мне довелось прослушать курс лекций профессора Германа, посвященные влиянию Гегеля на р. Авраама-Ицхака Кука. Герман признавал, что не вполне ясно, какими именно источниками р.Кук пользовался, но в то же время не остается сомнения, что он был знаком с идеями Гегеля и к ним обращался. Гегелевская идея использования мировым духом различных народов и движений вопреки их сознанию и их воле ради его собственных целей, легла в основу представлений самого р.Кука об использовании Вс-вышним светских сионистов для возвращения еврейского народа в Эрец Исраэль! Сионисты, использующие национальные идеи гегельянцев, были предельно далеки от религии, более того, они были антирелигиозны, а к иудаизму были особенно предубеждены (Гегель считал иудаизм рабской формой религиозности). Вс-вышний посмеялся над сионистами-социалистами: После краха коммунизма они расписались в своей несостоятельности, приведя в Израиль Арафата. Но евреи, потянувшиеся за ними в Эрец Исраэль, с чистой совестью могут теперь сказать: “Не вы привели нас сюда, но Б-г”.

Обсудить статью на форуме
Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»

  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel