Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора

версия для печати
Свобода и история
10 Января 2002
Эталонное чудо

Недельное чтение “Ваейра” начинается словами: “И говорил Б-г Моше, и сказал ему: Я Господь, являлся Я Аврааму, Ицхаку и Иакову Б-гом Вс-могущим, а именем Моим “Пр-двечный” не открывался им. И Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Кнаанскую, землю пребывания их, в которой они пребывали. И Я услышал также стенания сынов Израилевых, которых Египтяне порабощают, и вспомнил завет Мой. Поэтому скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мышцею простертою и казнями великими. И Я приму вас к Себе в народ и буду вам Б-гом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, выведший вас из-под ига египетского. И введу вас в землю, о которой Я поднял руку Мою, (клянясь) дать ее Аврааму, Ицхаку и Иакову, и дам Я ее вам в наследие. Я Господь. И говорил так Моше сынам израилевым, но они не послушали Моше по малодушию и от тяжелой работы”. (Шмот 6:2-9)

Итак, Всевышний изложил Свою сионистскую программу… но народ не послушался.

Иногда возникает вопрос: что такого чудесного было в исходе? Почему традиция воспринимает исход как своеобразный эталон чудотворства? Были какие-то странные природные явления, к описанию которых даже некоторые ученые относятся с доверием и пытаются дать им рациональное объяснение. Явления эти действительно впечатляют, но ведь бывали чудеса еще более грандиозные, произошедшие уже после исхода. Например, остановка солнца. По-видимому, чудесность исхода связана прежде всего с тем, что под впечатлением этих страшных и странных стихийных явлений стала меняться, высвобождаться психика плененного народа. Чудесность исхода прежде всего заключается в том, что Вс-вышний явно вмешался в ход истории и через это вмешательство оказал влияние на Свой народ.

Тора ясно показывает, что с точки зрения политической ситуации исход был предприятием совершенно фантастическим и безнадежным. Никакой личный пример, никакое лидерство само по себе не могло бы вдохновить народ на столь отчаянное предприятие. Оглушенность рабским трудом с одновременной погруженностью в мир египетских ценностей и представлений совершенно не позволяли народу загореться идеей освобождения. А ведь убедить евреев было лишь полдела. Не менее важно было убедить и Паро. “И сказал Господь Моше, говоря: Войди, скажи Паро, царю египетскому, чтобы он отпустил сынов израилевых из земли своей. И говорил Моше пред Господом, сказав: вот, сыны израилевы не слушают меня, как же послушает меня Паро? А я тяжел устами” (Шмот 6:10-12)

Итак, сомнения Моше были более чем понятны. Перед ним была поставлена совершенно непосильная задача. Важно понимать: никакой “революционной ситуации” в ту минуту не существовало. “Грех аморейца исполнился” (Брешит 15:16), и в этом отношении ситуация “созрела”, но сынов Израиля Вс-вышний застал совершенно врасплох. Он поднял народ вопреки его моральному состоянию, а не благодаря ему. И прежде всего именно это обстоятельство выводит чудо исхода из общего ряда исторических явлений, всегда строящихся на вызревании идей. Это был тот случай, когда именно бытие, Б-жественное бытие определило человеческое сознание, а не наоборот. Не идеи пробивали и изменяли действительность, а божественная действительность ворвалась в мир человеческих идей и представлений и изменила их.

Мы привыкли к совершенно другому. Например, то же сионистское движение, сложившееся в конце ХIХ-го века, дело которого многим казалось совершенно безнадежным - исходно находилось в принципиально гораздо более благоприятных условиях. Идея возвращения евреев в Сион охватила достаточно широкие массы, а кое-какие европейские политики отнеслись к ней вполне благосклонно. Сионизм справедливо выглядел отчаянным предприятием, выглядел “сказкой”, но все же нашлось немалое число евреев, которые захотели, чтобы он только сказкой не оставался.

Но, как мы видим, в Египте ситуация была иной, там зажечь народ идеей “еврейского государства” в “Палестине” представлялось делом совершенно немыслимым. Таким образом мы видим, что однажды Вс-вышний решил явно вмешаться в историю, Он до предела использовал несвободу свободного существа, Он принудил еврейский народ к свободе.

Песах справедливо зовется праздником свободы (как говорится в пасхальной агаде: “Сегодня мы рабы, завтра свободные люди”). Но при этом важно отдавать себе отчет в том, что эта свобода явилась в результате Б-жественного насилия над историей. Исход был осуществлен силами Самого Вс-вышнего, и именно поэтому традиция выделяет историю исхода как “нес галуй”, т.е. как ослепительное явное “открытое чудо”.

Но с чем это могло быть связано? Почему Вс-вышний, который никогда не насилует природу и напрямую не вмешивается в историю, но желает, чтобы все вызревало само, в данном случае изменил Себе?

На этот вопрос традиция дает однозначный и вполне исчерпывающий ответ. Приведу его со слов Магараля: “Причина состоит в том, что Святой хотел, чтобы Израиль был Его собственным народом, чтобы он был выведен из владения египтян для того, чтобы стать Его рабом. А то, что посвящено именно Ему, подобает и отделить именно Ему” (“Гвурат Ашем” 55)

Иными словами, Вс-вышний вмешался в историю напрямую, для того чтобы Своим явным вмешательством установить в мире Свое явное представительство – народ священников – Израиль. Своим явным вмешательством, явным присутствием Вс-вышний заявил о Себе, как о внеприродном, сверхприродном Б-жестве, которому подчинены все стихии. Вс-вышний решил силой приобрести Себе евреев, чтобы никто никогда из них не мог сказать, что он вышел из Египта из-за сложившейся там “революционной ситуации” и что он не посвящен Вс-вышнему.

Но тут нам впору задаться другим важным вопросом, который я надеюсь подробно рассмотреть в связи со следующими недельными чтениями, а именно как соотносится свобода человека с Б-жественным предопределением, с Б-жественным диктатом? До какой степени Вс-вышний может принуждать человека, и где в этом отношении кончаются, если вообще кончаются, Его права?


Предопределение человека

Мы видим, что Вс-вышний как бы принуждал еврейский народ к свободе, причем этот дух принуждения мы улавливаем так же в других эпизодах нашего недельного чтения. Прежде всего, это видно в отношении Паро. Вс-вышний не только “дрессирует” египетского царя, заставляя его отпустить евреев. Он как будто бы посягает на саму его волю. Во всяком случае, у некоторых возникает соблазн именно так трактовать следующие слова Торы: “Но Господь сказал Моше: смотри, Я поставлю тебя вместо Б-га пред Паро; а Аарон, брат твой, будет говорить Паро, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. Но Я ожесточу сердце Паро и умножу знамения Мои и чудеса Мои в земле Египетской” (Шмот 7:1-3).

Об этом “принудительном” ожесточении в Торе будет говориться еще не раз, в том числе повторены эти слова и в нынешнем недельном чтении: “Господь ожесточил сердце Паро, и он не послушал их, как говорил Господь Моше” (Шмот 9:12). Однако в данном абзаце существенно, что Вс-вышний именно предсказал, что Он “ожесточит сердце Паро”, и наше недельное чтение завершается знаменательными словами: “И ожесточилось сердце Паро, и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Господь через Моше” (Шмот 9:35)

Иными словами, Вс-вышний и предсказал, что “ожесточит сердце”, и сделал это. Как нам следует понимать это предопределение?

Иудаизм верит, что человек свободен, что Вс-вышний никогда не станет насиловать его волю, переиначивать ее изнутри. Раши в этой связи пишет: “Если Вс-вышний ожесточил сердце Паро, то в чем же его вина? На это существует два ответа. Во-первых, Паро обрек евреев на страдания еще задолго до того, как Вс-вышний сказал: “Я ожесточу сердце Паро” - за это у Паро и была отнята возможность раскаяния. Во-вторых, половина казней была ниспослана на Паро в тех случаях, когда он сам упрямился и не хотел отпускать евреев, как сказано: “И укрепил Паро свое сердце”. Когда же казни усилились его сердце смягчилось, и он стал думать, чтобы отпустить евреев, но не по воле Вс-вышнего, а из-за тяжестей казней. Тогда-то Вс-вышний и ожесточил его сердце. И об этом Вс-вышний сказал Моше заранее: что Он ожесточит сердце Паро и что Паро не отпустит еврейский народ”.

Между тем вопросы остаются, а вера в то, что человеческие поступки предопределены не самим человеком достаточно распространена в мире. Так маркиз Де Сад вкладывает в уста одной своей героини следующие слова: “Согласиться с тем, что человек свободен, можно лишь допустив, будто он сам решает, что ему делать. А если это решают за него его страсти, данные ему природой, то как можно тут рассуждать о свободе? Силы желаний предопределяют его поступки с той же неукоснительностью, что и четырехфунтовая гиря перевешивает двухфунтовую.

И еще я хотела бы попросить моего воображаемого собеседника: пусть объяснит он, что мешает ему думать обо всем этом так, как думаю я, и почему я не могу заставить себя думать так же, как он? Без сомнения, он ответит, что его знания и его чувства, именно они заставляют его думать определенным образом. Но признав верным это утверждение, в глубине которого скрыто доказательство того, что он неволен думать, как я, равно как и я не вольна мыслить как он, воображаемый собеседник вынужден будет признать и то, что мы не свободны выбирать тот или иной образ мыслей. А если мы не свободны в мыслях, то как мы можем быть свободны в поступках?”

Но некоторые “воображаемые собеседники”, согласившись с предопределенностью человеческих мыслей и дел, усматривают их корень не в природе, а в произволе Вс-вышнего. Веру в предопределение человеческих поступков (опираясь, в частности, на слова Торы об “ожесточении сердца” Паро) исповедовал не только Кальвин, но и Лютер. Этим теологам и проповедникам несвобода человека перед лицом Вс-вышнего была необходима для того, чтобы покончить с человеческой самоправедностью. Лютер писал: “Б-г хочет спасти нас не нашей собственной праведностью и мудростью, но правосудием, которое исходит не из нас и имеет начало не в нас, но которое приходит к нам извне; оно возникает не на нашей земле, но приходит с неба… Кто насыщен своей истиной и мудростью, не постигнет Б-жьей истины и мудрости”. В этом учении о предопределенности поступков Лютер видел высшее выражение веры: “Высшая степень веры, верить, что тот милосерд, кто столь немногих спасает и столь многих осуждает, что тот справедлив, кто по своему решению, создал нас грешниками”.

Как бы то ни было, но можно заметить, что представления о том, что человек несвободен, достаточно широко распространены и неплохо аргументированы. Однако в иудаизме подобные представления не привились. Иудаизм признает, что “все предвидено”, но вместе с тем все же парадоксально провозглашает, что “свобода дана”. Об иудейских представлениях о свободе воле я надеюсь поговорить в следующий раз.

Обсудить статью на форуме

Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»

  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel