Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора

версия для печати
Восстание ангелов
31 Декабря 2004
“Мемориал” Паскаля

В недельном чтении “Шмот” рассказывается о явлении Вс-вышнего Моше на Синае в образе несгораемого куста терновника: “И увидел он, вот терновник горит огнем, но терновник не сгорает. И Моше сказал: пойду и посмотрю на это великое явление, отчего терновник не сгорает. И увидел Господь, что он подходит смотреть, и воззвал к нему Б-г из среды терновника, и сказал: Моше! Моше! И он сказал: вот я. И сказал Он: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Б-г отца твоего, Б-г Авраама, Б-г Ицхака, Б-г Яакова” (Шмот, 3:6).

Блез Паскаль противопоставил Б-га, открывшегося под этим именем, богу философов и ученых, и тем самым представил его в качестве некоего пароля, позволяющего выявить истинную религиозную ориентацию того или иного человека, и даже, как это убедительно показал Лев Шестов, определиться в выборе между жизнью и смертью.

Как известно, Паскалю пришлось пережить откровение, перевернувшее всю его жизнь. 15 ноября 1654 году он переезжал через ремонтирующийся мост без перил. Лошади испугались и бросились в пролом. Одна из лошадей сорвалась, но повозка остановилась на краю. Паскаль потерял сознание.

Через восемь дней после пережитого потрясения в ночь с 23 на 24 ноября 1654 года с Паскалем произошло озарение. Оказавшись в состоянии транса, он сделал запись, которую с той поры носил как амулет, зашив ее в полы своего кафтана. Этот документ известен как “Мемориал” или “Амулет” Паскаля. Вот что в нем было записано: “Огонь. Б-г Авраама, Б-г Исаака, Б-г Яакова, а не философов и ученых. Известность. Известность. Чувства. Радость. Мир”.

Что означает это противопоставление и как относится к нему иудаизм? Популяризаторы иудаизма и каббалы часто подчеркивают рационалистичность и даже “научность” еврейской религии. Законы Торы преподносятся ими в контексте общих законов природы, установленных мудрым Создателем. Редкий иудей дерзнет противопоставить Б-га Авраама, Б-га Исаака и Б-га Яакова - Б-гу философов и ученых.

Частично соглашаясь с такой оценкой, я умышленно написал слово “Б-г” философов и ученых с большой буквы. Дело в том, что одно из двух имен Вс-вышнего (Эло-им), связывается еврейской традицией с учреждением законов природы и тем самым считается как бы покровительствующим наукам. И в этом отношении Б-га Альберта Эйнтштейна можно признать отчасти отражающим образ Б-га Авраама, Ицхака и Яакова. Однако это лишь первичный и предварительный взгляд. Более глубокое проникновение, проникновение в ту истину, что демонический мир появился в результате озлокачествления именно этого Б-жественного качества суда, показывает, что противопоставление Б-га Израиля богу ученых более чем оправдано.


Бог Маркиона

Одним из мыслителей, настаивавших на глубинной враждебности умозрения и откровения, был Лев Шестов. При этом он обратил внимание на то обстоятельство, что бог философов и ученых до странности близок к богу гностиков, прежде всего к богу Маркиона.

В своей книге “Афины и Иерусалим”, обращаясь к описанной в Торе истории грехопадения, Шестов пишет: “Откроются глаза ваши: так сказал змей. Умрете: так сказал Б-г. Метафизика познания книги Бытия теснейшим образом связана с метафизикой бытия. Если Б-г сказал правду, то от знания идет смерть. Если змей сказал правду - знание равняет человека с богами. Так встал вопрос перед первым человеком, так вопрос стоит и сейчас перед нами. Нечего и говорить, что благочестивые мыслители средневековья ни на минуту не допускали и мысли, что правда была на стороне искусителя-змея. Но гностики думали и открыто говорили иначе: не змей обманул человека, а Б-г. В наше время Гегель нисколько не стесняется утверждать, что змей сказал первому человеку правду, и что плоды с дерева познания стали источником философии для всех будущих времен (“Б-г говорит себе: Адам стал как один из нас. Следовательно, змей не солгал, Б-г подтвердил его слова” 522). И если мы спросим у нашего разума, на чьей стороне была правда, и если мы вперед согласимся, что наш разум есть последняя инстанция, в которой разрешается спор между змеем и Б-гом, то двух мнений быть не может: делу змея обеспечено полное торжество”.

Однако Шестов был не первым, кто отождествил бога Маркиона с богом философов и ученых. За тысячелетия до него это уже сделал один из отцов церкви Ириней Лионский.

В третьей книги против ересей Ириней пишет о гностиках: “Они хулят Тв-рца, т.е. Того, Кто по истине есть Б-г, который и дает силы найти истину, думая, что они нашли выше Б-га другого Б-га или другую Плирому (полноту) или другое домостроительство. Посему и свет, происходящий от Б-га, не светит им, потому что они унизили и презрили Б-га, весьма мало ценя Его, так как Он по своей любви и неизмеряемой благости пришел в познание человекам - в познание впрочем не по величию и не по сущности, ибо никто Его не измерил и не осязал, но в том отношении, чтобы мы знали, что Он сотворивший, и создавший, и вдунувший дыхание жизни и питающий нас посредством творения, утверждая все Словом своим и связуя Премудростию Своею - Он есть Один только истинный Б-г, а бредят несуществующим богом выше Его, чтобы казаться, будто они нашли великого бога, которого никто не может признать имеющим общение с человеческим родом или управляющим земными делами: таким образом, значит, они нашли бога Эпикурова, который не делает ничего ни себе, ни другим, т.е. ни о чем не промышляет”.

Итак, уже на заре христианства было установлено, что бог философов и ученых - это бог Маркиона, т.е. бог, который может рядиться в христианские одежды, может даже признать “арийского Христа”, но навсегда останется смертельным врагом Б-га Израиля - Б-га Авраама, Ицхака, Яакова. “Первенец Сатаны” - так назвал Маркиона ученик евангелиста Иоанна Поликарп Смирнский. Вся адекватность и глубина этого определения выявилась в ХХ веке, когда практикующий маркионист Адольф Гитлер приступил к “окончательному решению еврейского вопроса”.

Итак, когда Б-г Аврамаа, Ицхака и Яакова отождествляется только с именем Эло-им, когда отвергается вера в Того, Кто открылся Моше под Четырехбуквенным именем (Шмот, 6:1), - тогда происходит озлокачествление божественного качества суда, и бог философов и ученых оказывается тождественен змею.


Прозрение Франса

В этой связи особого внимания заслуживает фантастический роман Анатоля Франса “Восстание ангелов”, изданный в 1914 году и описывающий захват небес падшими ангелами. Согласно творческому замыслу автора, ангельский бунт имел место в этом же самом 1914 году.

Мы могли бы всего лишь удивиться данному совпадению, а именно, что Анатоль Франс как бы предвосхитил начало величайших катаклизмов, когда для них не было видно никакого повода, и приурочил апокалиптическую драму на небесах к казалось бы рядовому земному году - 1914.

Однако это обстоятельство приобретает гораздо большее значение, если принять во внимание тот факт, что “революционной” идеологией падших ангелов служил именно… маркионизм.

Вот как выражается эта идея в одной из сцен романа: “Аркадию предложили занять место в кресле, и он тотчас же взял слово:

- Сыны неба! Сотоварищи! Вы освободились от небесного рабства; вы сбросили иго того, кто именуется Господом, но кого мы здесь должны назвать его настоящим именем Иалдаваофа, ибо он не создатель миров, а всего-навсего невежественный и грубый демиург, который завладел ничтожной частицей вселенной и посеял на ней страдание и смерть. Сыны неба! Я ставлю перед вами вопрос: хотите ли вы бороться с Иалдаваофом и уничтожить его?

Прозвучал дружный ответ, в котором слились все голоса: Да, хотим!”

Я не могу судить, насколько маркионизм действительно поднимал в тот период голову во Франции, но очень скоро в лице нацизма в Германии восторжествовал именно он.

Подобно падшему ангелу Аркадию из романа “Восстание ангелов” Адольф Гитлер так же видел в Б-ге Авраама, Ицхака, Яакова сатану. Раушнинг приводит следующее высказывание Гитлера: “Мы говорили о еврее не только как о правителе всемирной экономической империи. Мы говорим о нем, как о нашем политическом противнике. Где его место в борьбе за новый мир?... Столкнулись два мира - люди Б-га и люди Сатаны! Еврей - античеловек. Создание другого бога. Сатана! Он, наверно, произошел от другого корня человеческой расы. Я противопоставляю арийца и еврея; и если я называю одного из них человеческим существом, то другого я должен назвать как-то иначе. Эти двое так же различны, как человек и зверь. Это не значит, что я назвал бы еврея зверем. Он намного дальше от зверя, чем мы, арийцы. Он - существо вне природы и враждебное природе”.

Нацизм оказался разбит, но его гностический антисемитский дух передался в наши дни исламскому миру. Речь идет не только о том, что “Майн кампф” издается в мусульманских странах тиражами, которые давно превысили нацистские. Дело в том, что сам ислам переживает в последние десятилетия явную антисемитскую радикализацию, по своему характеру предельно близкую маркионизму. Учитывая это обстоятельство, роман “Восстание ангелов” Анатоля Франса следует признать поистине провидческим. В 1914 году на земле действительно завязалась какая-то финальная историческая драма, и за ней действительно скрывается смертельная схватка бога Маркиона с Б-гом Авраама, Ицхака, Яакова.


Внимание!
Я обращаю внимание своих читателей, что минувшим летом в издательстве “Гешарим” увидела свет моя новая книга “Два имени единого Б-га”. Книга представляет собой комментарии к полному годовому кругу чтения Торы. В сборник вошли лучшие статьи автора публиковавшиеся на нашем сайте в течение нескольких лет. Книгу можно заказать в издательстве “Гешарим” по адресу http://www.gesharim.org/books/?books_id=263

или по телефонам: 02-624-25-27/32.

Книгу можно также заказать через мой сайт.
Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»

  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel