Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора

версия для печати
Война и мир
1 Сентября 2006
Небесный арбитраж

В недельной главе “Шофтим” даются заповеди, связанные с ведением военных действий. “Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, народ многочисленнее тебя, не бойся их, ибо с тобою Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из земли Египетской. И да будет, когда приступите к войне, то пусть подойдет священник и говорит народу, И скажет им: “слушай, Исраэль! вы приступаете ныне к сражению с врагами вашими; да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними и не ужасайтесь их, Ибо Г-сподь, Б-г ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с врагами вашими, спасти вас”. Надсмотрщики же пусть объявят народу так: “тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не обновил его; И тот, кто насадил виноградник и не почал его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не почал его. И тот, кто обручился с женщиною и не взял ее, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и кто-нибудь другой не взял ее”. И пусть еще говорят надсмотрщики с народом, и скажут: “тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце” (Дварим, 20:1-8).

Разумеется, эти законы, как и законы, упорядочивающие другие сомнительные явления (мясоедение, многоженство, рабство и, по мнению некоторых, царское правление) не предполагают, что войны сами по себе хороши и что их следует вести уже хотя бы для того, чтобы иметь возможность совершить одну из 613 заповедей Торы, выполнимую только в военной ситтуации.

Война - это зло. Лев Толстой пишет в “Войне и мире”: “12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира, и на которые в этот период времени люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления”.

Кант в книге “О вечном мире” писал: “Преимущества мира перед войной кажутся очевидными. Война несла и несет людям столько зла, что только сумасшедщий способен найти слова в ее защиту. Между тем войны велись непрестанно, и никогда официально никем не осуждались”.

Почему, в самом деле, склонность человечества к войне столь велика, что им никогда не предпринималась попытка запретить войны?

Почему цивилизованное человечество непримиримо относится к многоженству, почему оно запрещает рабство, свергает царскую власть как антинародную и нелегитимную, но война даже после того, к чему она привела в ХХ-ом веке, остается относительно респектабельным предприятием? Более того, международные конвенции последних десятилетий, определяющие так называемые “военные преступления”, по существу вводят в ранг дозволенных сами “военные действия”.

Итак, почему народы любят воевать? Почему индивидуальное убийство повсеместно порицается, а война остается легитимным явлением и в глазах правителей, и в глазах народов? За что мы так любим войны?

Мне думается, что война привлекает людей тем, что она является последним уровнем выявления “Б-жьего суда”, служит последней возможностью непосредственного вмешательства в Историю. В войне все законы, все нормы сметаются и история обнажается, выходит на поверхность как золотоносная жила. Напасть на нее - значит завладеть всем духовным состоянием. Война - это прямое обращение к Промыслу, это прямая апелляция к Б-гу. “Тот, кто творит мир в высотах Своих”, зовется также Г-сподом Воинств (Цеваот). Разумеется, далеко не во всякой сваре Он непосредственно участвует, скорее всего, Он поручает надзирать за сражениями своим Ангелам. И все же не существует военной победы, которая была бы достигнута без Его верховной санкции.

Итак, война - это апелляция к Б-жьему суду, апелляция, которую как правило подают с глубокой верой в правоту своего дела.


Секрет победы

Но таким образом проблема войны непосредственно связана с боевым духом, о котором как раз так много говорится в Торе, и которому в значительной мере посвящен приведенный фрагмент: “Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, народ многочисленнее тебя, не бойся их, ибо с тобою Г-сподь Б-г твой, выведший тебя из земли Египетской” (20:1). Аналогичные высказывания мы встречаем и в других местах. Например, в недельной главе “Экев”: “Если скажешь в сердце своем: многочисленнее меня народы эти: как же могу я изгнать их?”. Не бойся их, твердо помни, что сделал Г-сподь Б-г твой с Паро и всем Египтом. Те великие испытания, которые видели глаза твои, и знамения, и чудеса, и руку крепкую и мышцу простертую, которыми вывел тебя Г-сподь Б-г твой. Так же сделает Г-сподь Б-г твой со всеми народами, которых ты боишься” (7:17-24).

Между тем сознание важности боевого духа известно не только Торе. У всех народов имеется ясное представление, что как и браки, военные победы совершаются на небесах. Рене Жирар пишет в своей книге “Насилие и священное”: “У Гомера есть несколько терминов, поразительным образом обнажающих соотношение насилия, желания и божества. Самым характерным, наверно, с выбранной нами точки зрения, является существительное kydos, смысл которого описывается в категориях почти божественного престижа, мистического избранничества, связанного с военной победой. Kydos - эта ставка в сражениях, и особенно в поединках, между греками и троянцами... kydos - это чары насилия. Всюду, где появляется, оно соблазняет и путает людей, оно всегда является не просто орудием, но эпифанией. Стоит ему появиться, как образуется единодушие - вокруг него или против него, что в конечном счете одно и то же. Оно приводит к неравновесию, оно склоняет судьбу на ту или иную сторону. Малейший успех насилия растет как снежный ком, делается неодолимым. У тех, кто обладает kydos, силы удесятеряются, у тех, кто его лишен, руки связаны и парализованы. А обладает kydos всегда тот, кто только что нанес более сильный удар, победитель данной минуты, тот, кто внушает другим, а может, полагает и сам, что окончательно восторжествовало именно его насилие. Противникам победителя нужно приложить чрезвычайные усилия, чтобы уйти из-под этих чар и вернуть kydos себе... В современном мире у нас нет такого слова, но есть сама вещь - всякий наблюдал духовное воздействие торжествующего насилия: в эротизме, во всевозможных конфликтах, в спорте, в азартных играх. Божество у греков - не что иное, как это воздействие насилия, возведенное в абсолют... Быть богом - значит постоянно обладать kydosом, оставаться его непререкаемым господином, что никогда не бывает с людьми”.

Это определение “kydosа”, сделанное Жераром, неожиданно высвечивает глубинные смыслы еврейской религии. Для нас понятнее становится имя Вс-вышнего - Г-сподь Воинств (Цеваот). Поскольку Б-г Израиля истинный Б-г, Он принимает вызов, брошенный языческими богами, и постоянно обладает kydosом. Однако Его kydos имеет и иное измерение, Его kydos многогранен и неоднозначен. Ведь Богу Израиля присуще и радикально иное отношение, Ему присуще выделение духовной силы, проявляющейся в слабости. Как сказано: “Б-г - всеведущий Г-сподь, и дела у Него взвешены. Луки героев ломаются, а слабые препоясываются силою. Сытые за хлеб нанимаются, а голодные перестали (голодать); даже бесплодная может родить семерых, а многочадная изнемогает. Г-сподь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает. Г-сподь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Подъемлет из праха бедного, из грязи возвышает нищего, чтобы посадить с вельможами; и престолом славы наделяет их, ибо у Г-спода устои земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы благочестивых Своих охраняет Он, а нечестивые во тьме погибнут, ибо не силою крепок человек” (Шмуэль I 2:4-10).

Итак, Б-г Израиля крепок не силою, а чем-то большим чем сила. Порой Он как раз сдерживает Свою силу, как говорится об этом в Талмуде: “Моше сказал: Б-г великий, сильный и страшный... Пришел Даниэль и сказал: Чужеземцы поработили Его сынов, где же Его сила? Мудрецы Великого собрания пришли и сказали: Именно в том Его сила, что Он преодолевает Свой гнев и терпит злодеев” (Йома 69-б). Именно поэтому истинный и последний kydos принадлежит Б-гу Израиля. Но именно поэтому же победы и поражения Израиля всегда неоднозначны. Как сказал поэт:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь
Но пораженья от победы
Сам ты не должен отличать.


В связи с темой “kydos” невозможно обойти стороной вопрос, поднятый в ходе последней войны в Ливане, а именно вопрос сопряжения боевого духа с политической волей. Бесспорно, что боевой дух ЦАХАЛа в эту войну был очень высок, а народ был готов мириться с потерями, однако политическое руководство с одной стороны исходно не поставило ясных целей войны, а с другой избрало “компромиссный” вариант ограниченного использования наземных сил, который дополнительно замутнял боевую задачу, обессмысливал потери и тем самым деморализовывал ЦАХАЛ. Не существует солдат, которые бы горели желанием участвовать в операциях, заведомо не способных привести к победе, но лишь к номинальному ослаблению противника и временному “прекращению огня”, то есть к перекладыванию решения острейшей стратегической проблемы на завтра.

Оставляя в стороне вопрос несостоятельности верховного командования (о которой в один голос поведали возвратившиеся из Ливана резервисты), необходимо все же отметить, что главнокомандующий, специально назначенный для того чтобы сравнять с лицом земли более двадцати еврейских поселений, едва ли мог быть пригоден для командования боевыми действиями с хорошо обученным и прекрасно вооруженным врагом. Тот, кто “блестяще” в считанные дни справился с ликвидацией Гуш-Катифа, по-видимому, не случайно на протяжении месяца оставался “захваченным врасплох” врагом, долгие годы безнаказанно вооружавшимся у нас под носом.
Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»


  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel