Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора

версия для печати
Двойник и собеседник
3 Октября 2006
Гимн-пароль

Прежде чем обратиться к недельной главе “Аазину”, уместно вернуться к предыдущей недельной главе “Вайелех”, в которой написано: “Воспылает Мой гнев на него в тот день, и Я покину их и сокрою лицо Мое и сокрою Мое лицо от них, и будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия? Я же сокрою лицо Мое в тот день за все то зло, какое он делал, обратившись к божествам чужим. И ныне запишите себе эту песнь, и научи ей сынов Исраэля, вложи ее в их уста, чтобы Мне была эта песнь свидетельством против сынов Израиля” (Дварим, 31:17-19).

С какой же “песней” связано сокрытие Б-жественного лика? Раши четко указывает в этой связи следующее место в Торе: от “Внемлите, небеса” до “... и умиротворит Он землю Свою, Свой народ” (32:1-43), то есть речь идет о почти всей недельной главе “Аазину”.

По поводу слов “И будет: когда постигнут его многие злоключения и беды, то отзовется песнь эта пред ними свидетельством” Раши поясняет: “Что Я предостерегал его в ней от всего, что постигло его”.

Слова “ибо она не забудется устами потомства его” поясняются им следующим образом: “Это обетование Израилю, что Тора никогда не будет забыта их потомками окончательно”.

Итак, недельная глава “Аазину” представляет собой песнь, причем не простую песнь, а “свидетельство”, то есть своеобразный пароль, своеобразный символ.

О чем же говорится в этой песне? Каков ее главный “message”?

Ответить на этот вопрос не трудно. В гимне “Аазину” прежде всего подчеркивается могущество и единовластие Вс-вышнего.

Среди прочего мы встречаем следующие слова: “Смотрите же ныне, что Я это Я, и нет Б-га кроме Меня. Я умерщвляю и Я оживляю, Я поразил и Я исцелю: и никто от руки Моей не избавляет” (32:39).”Нет Б-га кроме Меня” - то есть нет вообще божества, кроме Б-га, кроме Г-спода. Другими словами “Ашем у хаЭло-им” - Г-сподь - есть Б-г. Безусловно - это самое глубокое и сокровенное исповедание Б-га Израиля, которое произносится при завершении молитвы Йом-Кипура.


Один или два?

Итак, в своей сокровенной глубине Единый Б-г Израиля двоится. Он умерщвляет (Б-г Судия) и Он же оживляет (милующий Отец). Это не два разных Б-га, а именно один Б-г.

Мне уже приходилось обращать внимание на то, что зороастризм, среди всех религий древности выглядящий наиболее приближенным к иудаизму, представляет собой оригинальный альтернативный взгляд. Б-гов двое - учит зороастризм: один умерщвляет, другой оживляет, один поражает, второй - исцеляет. В самом деле, не естественнее ли поверить, что столь различные смыслы исходят от двух разных лиц, а не от одного и того же лица?

Мне думается, что эта теологическая дилемма ни в чем так хорошо не просматривается, как в экзистенциальной психологии, в которой издавна на разные лады обыгрывается тема Собеседника и Двойника.

Если наличествует внутренний собеседник, то и двойник превращается в другое лицо, если его нет, то и внешний собеседник неизбежно превращается в двойника, то есть в экзистенциального соперника.

А.А.Ухтомский писал: “Ужасно тесно связаны между собой темы о Двойнике и Собеседнике: пока человек не освободился еще от своего Двойника, он, собственно, и не имеет еще Собеседника, а говорит и бредит сам с собою; и лишь тогда, когда он пробьет скорлупу и поставит центр тяготения на лице другого, он получит впервые Собеседника. Двойник умирает, чтоб дать место Собеседнику. Собеседник же, т.е. лицо другого человека, открывается таким, каким я заслужил всем моим прошлым и тем, что я есть сейчас... Нужно неусыпное и тщательнейшее из дня в день воспитание в себе драгоценной доминанты безраздельного внимания к другому, к alter ego”.

Жизнь личности представляет собой внутренний диалог, и это именно диалог личности с самой собой, а не диалог двух личностей. Для того чтобы Собеседник мог быть возможен вовне, он прежде того должен состояться внутри. И в этом отношении совершенно закономерно, что истинный монотеизм раздваивает Б-жество, что в своем пределе два Имени - Г-сподь и Б-г - обретают образ супружеской четы, то есть такой уникальной связи, в которой внутренний и внешний Собеседники стирают свои границы.

Но тот, кто уклоняется от внутреннего собеседования, тот, кто не привык бывать наедине с самим собой, осужден пугаться собственной тени. На том месте, где должен был находиться Собеседник, появляется Двойник, то есть пугало некоей экзистенциальной угрозы.

Действительно, Двойник - это всегда враг, всегда претендент на нашу собственную миссию. Возможно, именно в этом скрывается природа того ужаса, который испытывают многие примитивные народы к близнецам, как об этом пишет Рене Жеррар: “Во многих первобытных обществах чрезвычайный страх внушают близнецы. Иногда уничтожают одного из них, чаще - того и другого… Близнецов “оставляют”, то есть выбрасывают за пределы сообщества, оставляя в таком месте и в таких условиях, что их смерть неизбежна”.

Двойник - при всей его тождественности оригиналу - неизбежно превращается в носителя абсолютного зла. И это, как точно выразился Ухтомский, “бред с самим собой”.

В этом смысле характерно, что это же слово “бред” использует и христианский апологет Ириней Лионский, пересказывая учение Маркиона: “Они хулят Тв-рца, т.е. Того, Кто по истине есть Б-г, который и дает силы найти истину, думая, что они нашли выше Б-га другого бога или другую плерому (полноту) или другое домостроительство.... Бредят несуществующим богом выше Его, чтобы казаться, будто они нашли Великого бога, которого никто не может признать имеющим общение с человеческим родом или управляющим земными делами”. В другом месте Ириней пишет, что Маркион “богохульствовал, говоря, что проповеданный законом и пророками Б-г есть виновник зла, ищет войны, непостоянен в своем намерении и даже противоречит Себе”.

Епифаний Кипрский отмечает это же очернительство Б-га Израиля у другого дуалиста - Мани: “А о глаголавшем с Моисеем и с иудеями и священниками (Б-ге) говорит, что это был князь тьмы, так что христиане и иудеи и язычники одно и то же, потому что почитают одного и того же Б-га. Он похотями своими обольщает их, не будучи Б-гом истины. Поэтому те, которые надеются на Б-га, глаголавшего с Моисеем и пророками, вместе с ним будут связаны, потому что не надеялись на Б-га истины”.

Итак, согласно иудейской концепции, дуалистическая концепция выглядит предельным сокрытием Б-жественного лица, предельным идолослужением.

Между тем интересно, что озлокачествление дуализма наступило сразу после разрушения Второго Храма. Это трудно признать случайным. В своей книге (Гвурат Ашем, 60) Магараль рассматривает предписание есть пасхального агнца вместе с мацой и горькой зеленью: “Съедят мясо в ту же самую ночь, жаренным на огне; с мацой и горькой зеленью будут есть его” (Шмот, 12:8). При этом он поясняет, что агнец (вокруг которого собирается вся семья) символизирует Единство, а маца и горькая зелень, с которыми его едят - добро и зло, сопровождающие человеческую жизнь. То обстоятельство, что все они едятся вместе, показывает, что добро и зло исходят от одного истока.

При этом Магараль поясняет, что так было во времена Храма, пока приносились в жертву пасхальные агнцы. Однако после того как Храм был разрушен, на пасхальной трапезе остались только маца и горькая зелень. Это значит, что после разрушения Храма не только был сокрыт Лик Вс-вышнего, но и утратилось первичное ощущение единства мира, добро и зло перестали восприниматься исходящими из единого корня.

Итак, с разрушением Второго Храма добро, зло и сокрывший Свой лик Вс-вышний как бы обособились, что спровоцировало зарождение дуалистических и гностических сект, видящих в иудаизме не благодарного собеседника всего человечества, а его злобного двойника.

В этом отношении можно сказать и так: любая культура может быть собеседником иудаизма, кроме той культуры, которая диалог отрицает. Ей воздается, как принято говорить, “пропорционально” (мера за меру, редактор): она оказывается тем самым абсолютным злом, которого так боится.
Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»

  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel