Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора » еврейская философия

версия для печати
От Песаха к Суккоту
5 Октября 2009
Весна и осень

Празднование в эти дни праздника Суккот предписывается Торой в следующих словах: “В пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Г-сподень семь дней: в день первый покой и в день восьмой покой. И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней. И празднуйте этот праздник Г-споду семь дней в году: (это) устав вечный в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите семь дней; всякий коренной житель в Израиле должен жить в кущах, Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Изралиевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Г-сподь, Б-г ваш. И объявил Моше о праздниках Г-сподних сынам Израилевым” (Ваикра 23:39-43).

Как мы видим, вроде бы вполне сезонный, причем осенний (“когда вы собираете плоды земли”) праздник связывается Торой с исходом, с историческими событиями, имевшими место весной (“когда вывел их из земли Египетской”).

Причем во времена Храма эта связь имела свое четкое литургическое выражение. Во всяком случае приношение в Храм первинок всех плодов, согласно Торе, должно было сопровождаться чтением своеобразной “пасхальной агады”: “Возьми из всех первых плодов земли… положи в корзину, и пойди на то место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, чтобы пребывало там имя Его… Возьмет священник корзину из руки твоей, и поставит ее пред жертвенником Г-спода, Б-га твоего. А ты возгласи: “Арамейцем - скитальцем был отец мой и спустился в Египет, и проживал там с немногими людьми, и стал там народом великим, сильным и многочисленным. Но худо поступали с нами Египтяне и притесняли нас, и возлагали на нас работу тяжкую; И возопили мы к Г-споду, Б-гу отцов наших, и услышал Г-сподь голос наш, и увидел бедствие наше и труды наши, и угнетение наше. И вывел нас Г-сподь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привел нас на место это, и дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом. А теперь вот принес я первые плоды земли, которую дал Ты мне, Господи!” (Дварим 26:2-10).

Само по себе это увязывание циклического “сезонного” плана с линейным “историческим” - не что-то исключительно присущее Суккоту. Аналогичное сопряжение этих начал свойственно в той же мере и Шавуоту, и Песаху. Гораздо интереснее здесь другое, а именно, что во всех этих праздниках одно и то же историческое событие (исход) связывается по существу с одной и той же земледельческой практикой - собиранием плодов и приношением в Храм их первинок.

В самом деле, в языческом мире существовало два типа сельскохозяйственных культов: весенний, связанный с посевом, и осенний, связанный со сбором урожая. Культы эти отличались и по своему исходному смыслу, и по ритуалам.

Так, например, у славянских народов перед посевом были приняты очистительные обряды, люди и избы тщательно мылись, а золой от сожженного мусора посыпались поля. Сбор урожая соповождался жетвоприношениями и различными магическими манипуляциями с первым снопом, зерна которого смешивались с семенным зерном.

В еврейской религиозной практике мы не встречаем ничего подобного. И весенние, и осенние праздники ничем не отличаются по своей сельскохозяйственный сути: в Песах в Храм приносятся первые плоды первых злаков, в Шавуот и в Суккот первые плоды всех прочих сельскохозяйственных культур.

Итак, и Песах, и Суккот празднуются в память об одном и том же исходе, и сопряжены с одной и той же сельскохозяйственной практикой - со сбором урожая. В этом смысле Песах и Сукот выглядят одним, хотя и разъятым надвое праздником. Что же стоит за этим раздвоением? Какой в нем может быть смысл?

Затянувшийся Исход

Не трудно заметить, что между двумя “сезонными” точками, находящимися в непосредственной близости от весеннего и осеннего равноденствия, в 2448 году от сотворения мира затесалась некоторая вполне “линейная” история.

Если в ночь с 14 на 15 нисана этого года Израиль вышел из Египта, то 10 тишрея этого же года, в Йом Кипур, за четыре дня до Суккота, он получил Тору - то есть ее полный письменный текст. Причем промежуток между этими событиями был насыщен достаточно драматическими событиями: переход Ям-Суф, война с Амалеком, кормление народа маном, приход на Хорев, где народ услышал обращенный к нему голос Создателя мира, и, наконец, совершенный через сорок дней после этого откровения грех золотого тельца.

В этом отношении важно заметить, что праздник Шавуот, считающийся днем дарования Торы, по существу таковым не был. В этот день действительно было положено начало, в этот день евреи действительно слышали глас Вс-вышнего, но, во-первых, то были лишь Десять Заповедей (по некоторому мнению, даже только две первых), а во-вторых, даже они прозвучали устно. Письменная Тора в Шавуот получена не была. Вс-вышний предполагал вручить эти заповеди, начертанные Им самим на каменных скрижалях, но из-за греха золотого тельца скрижали были разбиты, а сам союз с Израилем оказался на грани срыва.

Существует объяснение, согласно которому Тора должна была быть дарована на следующий день после исхода, Суккот наступил бы на второй день после Песаха, как сказано: “И отправились сыны Израиля из Рамсеса в Суккот” (Шмот 12:37).

Однако грехи и неготовность сынов Израиля отодвинули это событие сначала до Шавуота, а затем - в результате поклонения золотому тельцу - и вовсе до Йом-Кипура, непосредственно предшествующего Суккоту.

Согласно этой теории, два новолетия - общечеловеческое, начинающееся первого тишрея, и еврейское, начинающееся первого нисана - наложились бы. В результате этого наложения судьба всего человечества совпала бы с судьбою Израиля, и избавление наступило бы сразу.

Нисколько не оспаривая этот взгляд, я бы хотел обратить внимание на то, что в Суккот, в отличие от Песаха, празднуется все же не сам исход, а в первую очередь его затянувшаяся фаза скитальчества в пустыне (“Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской”). Иными словами, в самом праздновании Суккота присутствует память не только об исходе, но прежде всего обо всех других событиях, предшествующих вхождению в Эрец Исраэль. Соответсвенно, если памятными знаками самого исхода служат пасхальный агнец, маца и горькая зелень, то памятным знаком дальнейших странствий служит шалаш - временное жилище, в котором евреи живут целую неделю.

Итак, в 2448 году с Песаха по Суккот, т.е. в период созревания плодов земли, духовно созревал народ Израиля. Получив первую заповедь непосредственно перед исходом (“месяц сей да будет для вас началом месяцев”), как бы соответствующую первому омеру (снопу), к Суккоту Израиль получил всю Торы, и смог приступить к строительству Скинии.
Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»


  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel