Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора » еврейская философия

версия для печати
Почему не торт, а маца?
29 Марта 2010
Вскоре после приезда в Израиль, в 1981 году, я познакомился с русскоязычным раввином Хаим Меиром Кахане, который пригласил меня на Пасхальный седер. Так из года в год, сидя за его пасхальным столом, я слушал не только об Исходе евреев из Египта, но и о судьбе рава Кахане. До войны, еще молодым раввином в Черновцах, он стал свидетелем вторжения советских войск. В те времена люди громко говорили: “Русские пришли и освободили нас” и шепотом добавляли - “от всего хорошего”. Рав Кахане провел годы войны в гетто, а после освобождения помогал бывшим заключенным перебираться в Израиль. НКВД обвинил его в сионистской пропаганде, отправив на десять лет в лагеря. Во время пасхального вечера рав Кахане вспоминал о работе на лесоповале в Сибири. Даже там он стремился оставаться внутренне свободным, храня веру и в невероятно тяжелых условиях соблюдая заповеди Торы.

- Однажды в преддверии Песах я обратился к лагерному врачу - еврею с просьбой дать мне немного муки, - вспоминал рав Кахане. - Получив муку, мне удалось испечь мацу и поделиться ею в праздник с заключенными евреями …

После освобождения и многих лет “отказа” рав Кахане приехал в Израиль. Его квартира всегда была полна репатриантами, а на Песах он делился с ними мацой и своими рассказами…

Приехав в США в 1987 году, я пригласил гостей на Песах в свою квартиру в Бруклине. Как обычно, моя жена подготовила дом к Песах, чтобы не оставалось ни крошки квасного. В ночь перед праздником я обошел квартиру со свечой в поисках последних крошек хлеба. Когда на следующий вечер мы собрались у праздничного стола, в дом вошла гостья, поставила на стол подозрительную коробку и торжественно произнесла: “Вот торт на праздник!”

Жена поблагодарила гостью и вынесла коробку на кухню. Благо, там была еще одна дверь, которая вела к входу. Так она донесла торт до мусоропровода. Гостья ничего не заметила и многие годы продолжала приходить к нам на субботы и праздники…

Впрочем, нам следует задуматься, почему мы отмечаем праздник Свободы пресной мацой, а не сладким тортом.

- Вот он - хлеб бедности, который ели наши отцы в Египте, - с этих слов глава семейства начинает рассказ об Исходе, предварительно разломав мацу пополам. - Каждый, кто голоден, пусть приходит и ест с нами. Каждый, кто нуждается, пусть приходит и празднует Песах с нами! Сейчас мы здесь, но на будущий год - в стране Израиля! Сейчас мы рабы, но на будущий год мы будем свободными людьми!”

Но, позвольте, казалось бы, маца - это хлеб бедности, а не свободы. Это горькая трава марор должна напоминать нам о горечи рабства, помогая ощутить сладость свободы. Так почему же мудрецы называют символ свободы - мацу хлебом бедности?

Можно также удивиться и тому, что один из символов рабства - харосет делают из тертых яблок, орехов и красного вина. Эта коричневая смесь напоминает о глине и строительстве пирамид. Но почему глина - сладкая? Почему ее делают из яблок, а не из горчицы? Разве рабство может быть сладким?

А разве люди, получавшие пайки в СССР, не были рабами? А разве вышедшие из египетского рабства евреи не вспоминали с ностальгией о сладких лепешках Фараона?

Сладкое и комфортное рабство особенно опасно. Оно подобно тяжелой болезни, которая подкрадывается к человеку без всякой боли. А ведь иногда именно нестерпимая боль заставляет нас лечиться.

“Я выведу Вас из-под страданий египетских!” - обещал Вс-вышний, открывшийся Моисею. Слово “страдания” - “сивлот” дословно переводится как терпение. Вс-вышний обещал Моисею, что евреи ощутят горечь и не смогут более терпеть рабства! - объясняет ребе из Гур в своей книге “Сфат Эмет”. С ощущения горечи рабства начинается борьба за освобождение…

Мы привыкли думать, что рабство - это бедность, а свобода - богатство. Однако рабство может быть сладким, ведь человек может быть “высокооплачиваемым рабом”. Так же и свобода может выражаться в готовности отказаться от богатства, благополучия или комфорта во имя освобождения.

Когда за пасхальным столом мы разламываем мацу и приглашаем нуждающихся за свой стол, мы показываем этим, что готовы делиться даже последним куском хлеба. Мы напоминаем, что настоящая свобода - это свобода творить добро!

Лев Кацин, "Еврейский Мир".
Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»


  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel