Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора » еврейская философия

версия для печати
Человек человеку бог
31 Декабря 2010
Ложь тотемизма

В недельной главе “Ваэйра” приводится следующий примечательный диалог между Моше и Паро: “И призвал Паро Моше и Аарона, и сказал: пойдите, принесите жертвы Б-гу вашему в этой земле. Но Моше сказал: нельзя этого сделать; ибо отвратительно для египтян то, что мы жертвуем Г-споду, Б-гу нашему; если мы отвратительную для египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями? На три дня пути мы уйдем в пустыню и принесем жертвы Г-споду, Б-гу нашему, как Он скажет нам. И сказал Паро: я отпущу вас, и будете жертвовать Г-споду, Б-гу вашему, в пустыне; только далеко не уходите; помолитесь за меня!” (Шмот 8:22-24).

Ранее в книге Берешит уже отмечалось, что к скотоводству - со всеми вытекающими из него последствиями - египтяне относились неприязненно: “И будет, если призовет вас Паро и скажет: “какие занятия ваши?”, то вы скажите: “скотоводами были рабы твои от юности нашей доныне, и мы, и отцы наши”, - чтобы вы остались жить в земле Гошэн, ибо отвращение для египтян всякий пастух овец” (Берешит 46:33-34).

Итак, Тора свидетельствует, что не только кошки, ибисы, быки и крокодилы, как явствует из научных исследований, но также бараны и овцы являлись в древнем Египте священными животными.

Причем страх подвергнуться наказанию, даже смертной казни, за убийство священных животных - отнюдь не плод мнительного рабского воображения. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский рассказывает, что не какое-то частное лицо, а сам посланец Рима в Египте был приговорен к смерти за убийство кошки. В некоторых странах, как, например, в Непале, убийство священных животных (коров) до сих пор является уголовно наказуемым деянием.

Общепризнанно, что в основе всего комплекса языческих поверий лежит тотемизм, следующим образом определяющийся Большой Советской энциклопедией: “комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества, связанных с представлением о сверхъестественном родстве между определёнными группами людей и так называемыми тотемами - видами животных и растений (реже - явлениями природы и неодушевлёнными предметами). Тотем (чаще всего вид животных) - предмет религиозного почитания группы, носящей его имя, обычно родовой общины, членам которой запрещается охотиться на тотема, убивать его и употреблять в пищу”.

Тем или иным обожествлением животных сопровождалось любое древнее идолослужение, и, в сущности, символично и знаменательно, что зарождение религии Откровения было связано с одной стороны с убийством людей (первенцев), совершенным Вс-вышним, а с другой - с закланием агнцев, совершенным людьми. Это “двойное убийство” на все века задало правильную дистанцию между человеком и животным: как Б-г возвышается над человеком и решает, жить ему или умереть, так человек возвышается над животным и владеет им, как сказано: “И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину - сотворил Он их. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле” (1:27-28).

Поклонение и прислуживание животным в лице тотемизма ясно показывает, в какой мере человечество забыло об этой древней райской заповеди. И хотя в Эдемском саду владение животными не сопровождалось их убийством, в условиях падшего мира (в котором царствует смерть) оно неизбежно должно проявляться также и в этом. Мясоедение сопутствует монотеизму, потому что является своеобразным демонстративным поруганием идолослужения, как и сказано: “отвратительную для египтян жертву станем приносить в глазах их”.

Согласно преданию, мясоедение было дозволено Вс-вышним только после потопа. Иными словами, иудаизм признает вегетарианство нормальным исходным состоянием человека, и предполагает, что, по меньшей мере, в эсхатологические времена человечество к нему вернется. Пока эти времена не наступили, животные ограждены Божественным законом, запрещающим причинять им страдания (“цаар баалей хаим”). Однако защитить животное заповедью “не убий” - особенно в древние времена - значило отождествить его с человеком. А в условиях неспособности отличить человека от животного, человек неизбежно приближается к животному состоянию, человек человеку становится - волк. И, напротив, для религии Откровения, видящей принципиальную разницу между животным (созданным “по роду их”) и человеком (созданным “по образу и подобию Творца”), по меткому выражению Френсиса Бэкона, человек человеку - бог.

Иерархия бытия

Итак, для того чтобы в полной мере заметить отличие, пролегающее между человеком и животным, падшему человеку необходимо подняться над самим собой, увидеть себя с высоты Того, по образу Которого он был создан. Но тут возникает определенная трудность.

В своей книге “Кузари” рабби Иегуда Галеви излагает учение о пяти уровнях бытия, то есть о минеральном, растительном, животном, разумном (говорящем) и пророческом мирах:

“Сказал рабби: Разум отличает человека от всего живого… Как ты думаешь, какая ступень выше этой?

Сказал Кузари: Та, которой достигли мудрецы.

Сказал рабби: Нет, я имею в виду ступень, на которой возникает новое по своей сущности, подобно тому, как отделено растительное от неживого или человек от животных. Количественные различия, хотя и бесконечны, носят акцидентный характер и не являют новой ступени.

Сказал Кузари: Если так, то в мире ощутимого нет ступени выше человеческой.

Сказал рабби: Но если мы увидим человека, который вступает в огонь не повредившись, или в течение долгого времени воздерживается от пищи и не умирает от голода, человек, лицо которого светится так, что глаза не могут выдержать света… разве подобная ступень не отличается явно от обычного человеческого состояния?… Я описал черты тех наших пророков, через которых, несомненно, Бог себя проявил” ( Кузари. Гл 1:31-42).

Итак, согласно рабби Иегуде Галеви, еврейские пророки, удостоившиеся откровения, возвышаются над прочими разумными людьми, как и разумные люди возвышаются над животными. Между тем это формальное деление по рангам вовсе не предполагает различий между еврейскими пророками и остальными людьми в ценностном плане, не предполагает уже хотя бы потому, что пророческий дар является даром ниспосылаемым свыше, а не присущим “еврейской природе”. Как это представляет Тора, Израиль появляется на арене мировой истории не в результате “естественного отбора”, а в результате откровения, в результате произвольного Божественного выбора, как сказано: “Ибо народ святой ты у Г-спода, Б-га твоего; тебя избрал Г-сподь, Б-г твой, чтобы быть Ему народом, дорогим достоянием из всех народов, которые на лице земли. Не по многочисленности вашей из всех народов возжелал вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, Но из любви Г-спода к вам и ради соблюдения Им клятвы, которою клялся Он отцам вашим, вывел Г-сподь вас рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки Паро, царя Египетского” (Дварим 7:6-7).

“Если Г-сподь не охранит города, напрасно бодрствует страж”, - сказано в Теилим (126:1). То же и с избранием: если бы Г-сподь не избрал Израиль, то напрасно бы умствовали его мудрецы; как и прочие сыны Авраава (Берешит 25:1-7), основатели восточных учений, они не смогли бы отличить себя от животных.
Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»


  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel