Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора » еврейская философия

версия для печати
Милость и истина
29 Апреля 2011
Суд и милость

В недельной главе “Кдошим” сказано: “И если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его, то это позор (“хесед”); да будут они истреблены пред глазами сынов народа их. Наготу сестры своей он открыл: грех свой понесет он” (20:17).

Итак, “открытие наготы” родной сестры именуется словом “хесед”, обыкновенно переводящимся как “милость”, но в данном случае это слово трактуется как “позор”. В этом месте Раши поясняет: “Арамейское слово “хасуда” означает “позор”.

И тем не менее вопрос о причине столь нестандартного словоупотребления остается: почему Торой применено такое двусмысленное выражение?

Прежде всего следует отметить, что хотя в этой главе перечисляются многие другие виды кровосмесительной связи (“кто ляжет с женою отца своего…, кровь их на них… Кто ляжет со снохою своею… мерзость сделали они, - кровь их на них…. Если кто возьмет себе жену и мать ее, это разврат;… наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает единокровную свою… кто ляжет с тетею своею, наготу дяди своего он открыл. Грех свой понесут они, бездетными умрут они”), слово “хесед” упоминается только в случае инцеста с сестрой.

Отличие кровосмесительной связи с сестрой от прочих аналогичных связей может быть обусловлено ее относительной естественностью в условиях племенного общества, где родные, двоюродные и даже троюродные братья и сестры до такой степени связаны единым бытом, что порой затрудняются отличать степени родства на непосредственном уровне. Там, где браки на двоюродных сестрах не только допустимы, но и неизбежны, вполне может исчезать понимание того, чем отличаются от них сестры родные.

Там же, где в дефиците даже двоюродные сестры, ситуация и вовсе непростая. Раши со ссылкой на мидраши (Сифра; Санэдрин 58-б) приводит следующее объяснение использованию слова “хесед” в упоминании о сексуальной близости с родной сестрой: “Если возразишь, что согласно преданию Каин взял в жены свою сестру, то следует ответить, что милость (“хесед”) явил Вс-вышний, чтобы произвести Свой мир от него, как сказано, “мир милостью построен” (Теилим 89:3).

Иными словами, Вс-вышний милостиво отнесся к Каину, взявшему в жены родную сестру, так как в те времена не было особого выбора, и чтобы человечество распространилось, неизбежно должны были заключаться браки между братьями и сестрами.

Между тем, согласно иудаизму, обращение к снисхождению и милости - это не случайный, а вполне постоянный фактор миротворения. Мидраш сообщает, что первоначально Вс-вышний построил мир на одном чистом суде, но что такой мир не устоял. Тогда Он добавил милость, и такой мир существует поныне. Как это работает? Прежде всего это сказывается в идее развития, в постепенном усвоении высоких норм поведения.

Ученик Виленского Гаона рабби Хаим из Воложина (1749 - 1821) в своей книге “Нефеш а-хаим” объясняет, что праотцы еврейского народа соблюдали Тору прежде, чем она была дана, как сказано: “Отец наш Авраам выполнял всю Тору” (Йома 28). Однако, по его словам, они поступали так не потому, что были обязаны это делать, а по доброй воле. По этой причине в определенных случаях они могли поступать по собственному усмотрению, по велению “корня своей души”, а не по закону Торы. “Увидел праотец Йааков, что в соответствии с решениями, вытекающими из корня его души, произойдут в мире великие исправления…, что если он женится на двух сестрах - Рахели и Лее, то на них выстроится дом Израиля… То же решил и Амрам, женившийся на Йохевед, бывшей его теткой, и от них родились Моше, Аарон и Мирьям” (“Нефеш а-хаим” гл 21).

Иными словами, принцип “мир милостью построен” в связи с использованием слова “милость” в запрете жениться на родной сестре, можно понимать более широко, то есть как некий общий замысел Вс-вышнего использовать постепенное развитие для оптимального построения мира: то, что неприемлемо на более поздних этапах, приходит в мир за счет приемлемости на этапах более ранних. Законы Торы, может быть, только для того и были даны не сразу, чтобы имелась возможность законной реализации некоторых замыслов Вс-вышнего.

Относительно двоеженства Йаакова известно, что оно является определенным следствием разделения призвания между ним и Эсавом, помноженное на разделение призваний их суженных - Рахели и Леи, которые обе унаследовали некоторое благословение, а не “разыграли” его между собой, как это сделали Йааков и Эсав. Женившись не только на Рахели, но и на Лее (исходно суженой Эсаву), Йааков вобрал в основание еврейского народа все предназначенные избранному народу искры.

Таким образом, присутствие “ненормативного” слова “милость” (“хесед”) в запрете вступать в интимные отношения с “сестрой своей, дочерью отца своего или дочери матери своей, и увидеть наготу ее” - это определенный “рубец”, определенное напоминание о двусмысленных событиях Священной истории.

Идея развития

Но принцип поэтапной приемлемости или неприемлемости каких-то поступков, как принцип общего духовного развития проявляет себя не только в отношении некоторых предшествующих Торе законов. На основании того же принципа уже утратили силу, а в дальнейшем еще утратят также и некоторые ныне действующие законы самой Торы.

Действительно, еще в древние времена был отменен левиратный брак, в средние века (по меньшей мере в ашкеназских общинах) было запрещено многоженство, а в будущем, как это явствует из пророков и Устной Торы, будет запрещено мясоедение, и мироздание вернется к тому вегетарианскому состоянию, которое имело место в раю.

Постепенное совершенствование законодательства не только не противоречит идее вечности законов Торы, но даже предусматривается самими этими законами. Так, возможность отказаться от левиратного брака, то есть представить его как право, а не как обязанность, обозначена в самом Пятикнижие (“если не захочет муж этот взять невестку свою, то пусть взойдет невестка его к воротам, к старейшинам, и скажет” и т.д. (Дварим 25:7).

По поводу многоженства, отменивший его раббейну Гершом (Меор ха-гола) писал: “Хотя установления Торы разрешали многоженство, само содержание Торы ей противилось”. Достаточно напомнить, что из примерно двух тысяч мудрецов, о которых говорится в Талмуде, ни об одном не сообщается, что у него имелась вторая жена. Что же касается возрождения вегетарианства, то его недвусмысленно предвещают пророки (“лев будет есть солому, как вол”. Иешайягу 11:7).

Относительно этих утрачивающих актуальность законов Торы можно сказать, что формально допущенные с точки зрения ее буквы (“суда”), они так или иначе противятся ее неформальному духу (“милости”). Разрешая на ограниченное время многоженство или мясоедение, Тора по-настоящему “милостива” именно к тем законам, которые их запрещают.
Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»

  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel