Агентство Русской Информации - АРИ



На главную » Тора » еврейская философия

версия для печати
Синагога - не музей
27 Января 2012
- Как мне помириться с женой? - спросил еврей раввина.

- Подари ей букет цветов и скажи, как ты ее любишь, - посоветовал раввин.

Муж пришел домой с букетом цветов и сказал жене:

- Раввин посоветовал мне сказать тебе…

Неудивительно, что эти слова не помогли ему наладить отношения с женой, сказал рав Геши Клейнман, автор книги “Praying with Fire”, обращаясь к собравшимся в синагоге евреям. Многие из нас, подобно этому мужу, ходят в синагогу лишь потому, что этому нас научили родители. Однако каждый из нас должен научиться приходить в синагогу по своему выбору и не только произносить слова молитвы, но и обращаться к Вс-вышнему от всего сердца.

Как же обрести искусство молитвы?

Когда у Эйнштейна спросили, как ему удалось открыть теорию относительности, он ответил, что в детстве поздно развивался, и то, что другим давалось с легкостью, ему приходилось обретать большими усилиями. Потому он не воспринимал окружающий мир как само собой разумеющееся, а удивлялся и задавал вопросы.

Есть люди, которые, подобно Эйнштейну, начали “поздно развиваться” в духовном плане. Мы можем учиться у тех, кто пришел к иудаизму в зрелом возрасте и не воспринимает все как само собой разумеющееся, каждый раз спрашивая: “Почему?”

“Кому легче научиться молиться - мне или моим детям, которые, в отличие от меня, учились в еврейской школе, знают слова молитвы и с детства ходили со мной в синагогу?” - задумался я.

Недавно я был в синагоге вместе с моим 14-летним сыном. Хазан пел трогательные субботние мелодии, которые подхватывала вся община. В этот момент мой сын начал читать книгу о Торе на английском языке.

Нет ничего удивительного в том, что подросток еще не относится к молитве с особым энтузиазмом. В его возрасте я понятия не имел о молитвах. Лишь в 17 лет я начал интересоваться иудаизмом. К тому же в СССР все это было запрещено, а запретный плод, как известно, сладок. Мне было легче еще и потому, что отец меня в синагогу не тащил. Я сам выбрал путь изучения Торы, и мне было проще сформировать трепетное отношение к молитве.

Впрочем, в чем-то легче моему сыну. Заложенная в детстве основа может помочь ему в зрелом возрасте. Если он сам решит обратиться к Вс-вышнему с молитвой, то сможет найти вдохновение в знакомых ему с детства текстах - так ребенок, которого в детстве учили классической музыке, сможет осознано играть ее, когда вырастет, если захочет.

Впрочем, уже сегодня я могу помочь моему сыну задуматься, начать задавать вопросы.

- Почему перед молитвой мы вспоминаем об исходе евреев из Египта? - спросил я сына и, увидев любопытство в его глазах, продолжил: - Зачастую мы не стремимся к чему-то по единственной причине - мы думаем, что это невозможно. Однако память о том, что Вс-вышний помог нам в прошлом, вдохновляет нас обратиться к Нему с мольбой о будущем и начать мечтать о великой, казавшейся ранее недостижимой цели.

Молитва - это благодарение за прошлое и мольба о будущем, писал Маймонид. Но разве нельзя просить о будущем, не помня прошлого? Благодарение за прошлое не только помогает нам ценить настоящее, но и вдохновляет верой в будущее. Народ без прошлого - это народ без будущего. Однако важно не только знать прошлое “разумом”, но и хранить память в сердце. Сегодня ты не увидишь живых римлян, лишь в музеях можно найти свидетельства их существования в прошлом. Синагога - не музей, в ней ты найдешь не результаты археологических раскопок, а живых евреев, которые, храня память о прошлом, мечтают о будущем.

Каждый раз, когда в молитве мы вспоминаем об Исходе, мы переживаем его вновь. Мы представляем, как Вс-вышний разверз пред нами море, и это вдохновляет нас верой в то, что Вс-вышний разверзнет и море стоящих перед каждым из нас сегодня проблем!

Почему Вс-вышний сначала рассказал Моисею и всем еврейским рабам о будущем Исходе, и лишь потом это свершилось? - продолжил я. - Находящиеся во тьме рабы должны были научиться видеть свет в конце туннеля, обретя веру в свое освобождение. История Исхода стала воплощением этого видения.

Молитва - это не только чтение слов, это состояние души, сокровенная суть человека, о которой сказал царь Давид: “Я - молитва”. Человек мечтает о семейном счастье, об успехе в учебе и бизнесе. Обретая веру в себя, он преодолевает страх и дерзает, воплощая это видение в жизнь, шаг за шагом, двигаясь из прошлого навстречу своему будущему.

Лев Кацин, “Еврейский Мир”.
Другие статьи этого автора
Все авторы «Седьмого канала»

  На главную   |   Новости   |  В Израиле   |  В мире   |  Здоровье   |  Досуг   |  Тора   |  Публицистика   |  Связь с нами   |  Реклама на 7kanal.com   |  פרסם אצלינו   |  Посещаемость/Traffic
Седьмой Канал  Новости Израиля  
Дизайн и программирование  BINAMICA-Web Design In Israel